Кодекс этики и служебного поведения работников Тамбовской православной гимназии
Общие положения Кодекса
1.1. Настоящий Кодекс этики и служебного поведения (далее – Кодекс) работников Тамбовской православной гимназии (далее – гимназия) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника гимназии.
1.3. Никакая норма настоящего Кодекса не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.4. Настоящее Кодекс служит целям:
- повышения доверия граждан к гимназии;
- установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
- содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников гимназии;
- регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях работников гимназии, возникающих в процессе их совместной деятельности;
- воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.5. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Кодекса является нравственным долгом каждого педагогического работника гимназии и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от работника гимназии поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.
1.8. Работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в гимназию, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.
Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения работников гимназии
2.1. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник гимназии обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу гимназии (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся в гимназии, если гимназия несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося в гимназии, если она несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.2. Основные принципы служебного поведения работников гимназии являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с гимназией.
Работники, сознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности муниципального учреждения образовательного учреждения;
• соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Тамбовской области, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
• обеспечивать эффективную работу гимназии;
• осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности гимназии, а также соответствующих полномочий администрации города Тамбова по выполнению работ, оказанию услуг для муниципальных нужд;
• при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
• соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и общественных объединений;
• соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
• проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
• воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального учреждения;
• не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;
• воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности гимназии, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;
• соблюдать установленные в гимназии правила предоставления служебной информации и публичных выступлений;
• уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе гимназии, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
• постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;
• противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством;
• проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционное опасного поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное правонарушение).
2.3. В целях противодействия коррупции работник обязан:
• уведомлять работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
• не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения);
• принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
2.4. Работник гимназии может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в учреждении норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работник гимназии обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2.5. Работник гимназии, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Работник гимназии, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван:
• принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционное опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
• не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
• по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника гимназии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Руководитель муниципального учреждения обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации) и Тамбовской области (ст.4 Закона области от 01.03.2013 №253-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области по вопросам деятельности лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области, организации государственной гражданской службы Тамбовской области и противодействия коррупции», соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления).
Этические правила служебного поведения работников гимназии
3.1. В служебном поведении работнику гимназии необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своих чести, достоинства и доброго имени.
3.2. В служебном поведении работник гимназии воздерживается от:
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного Кодекса, политических или религиозных предпочтений, а также независимо от других обстоятельств;
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
принятия пищи, курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
3.3. Работники гимназии призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
3.4. Работники гимназии должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
3.5. Внешний вид работника гимназии при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий трудовой деятельности должен способствовать уважительному отношению граждан к образовательному учреждению, а также, при необходимости, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность.
Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения педагогических работников гимназии
4.1. Педагогические работники гимназии при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
4.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники гимназии должны соблюдать следующие этические принципы:
законность;
объективность;
компетентность;
независимость;
тщательность;
честность;
профессионализм;
взаимоуважение;
демократичность;
гуманность;
справедливость;
конфиденциальность.
4.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
• оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
• исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы гимназии;
• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как гимназии в целом, так и каждого педагогического работника;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
• не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
• уведомлять администрацию гимназии обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
• соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
• соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий, религиозных организаций и общественных объединений;
• проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
• проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и концессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
• придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на гимназию социальных функций;
• принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
• быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
• обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
• не терять чувство меры и самообладания;
• соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
• постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
• поддерживать порядок на рабочем месте;
• соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
4.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников гимназии является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
• ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
• грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
• содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
• логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
• доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
• лаконичности, отражающей краткость и понятность речи.
4.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники гимназии обязаны воздерживаться от:
• поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету гимназии;
• пренебрежительных отзывов о деятельности своего учреждения или проведения необоснованные сравнения её с другими образовательными учреждениями;
• преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
• проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
• любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного кодекса, политических или религиозных предпочтений;
• высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или концессионных групп;
• резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
• грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
• угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
• поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
4.6. Педагогическим работникам гимназии необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
4.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
4.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов гимназии в целом.
4.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в службу медиации гимназии за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
Обязательства педагогических работников перед учащимися
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися:
• признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
• сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
• стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
• выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
• при оценке поведения и достижений, учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
• защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
• принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
• осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
• прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
• вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть место для каждого;
• стремятся стать для них положительным примером;
• применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и сострадания;
• гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.
5.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники гимназии обязаны воздерживаться от:
• навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
• оценки их личности и личности их законных представителей;
• предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
• предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;
• отказа от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки обучающихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон);
• требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
• проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
• употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
• курить в помещениях и на территории гимназии.
Обязательства педагогических работников перед законными представителями учащихся
6.1. Педагогические работники гимназии должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей учащихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.
6.2. Педагогические работники гимназии в процессе взаимодействия с законными представителями учащихся должны:
• проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
• выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
• относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
• высказываться в корректной и убедительной форме;
• если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
• начинать общение с приветствия;
• выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
• разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
• принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
6.3. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогические работники гимназии не должны:
• заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
• перебивать их в грубой форме;
• проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
• разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
• переносить свое отношение к законным представителям обучающихся на оценку личности и достижений их детей.
6.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.
6.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
6.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
Обязательства педагогических работников перед коллегами
7.1. Педагогические работники гимназии в процессе взаимодействия с коллегами:
• поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения;
• готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;
• помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами гимназии;
• поддерживают и продвигают их интересы.
7.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
• пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
• предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
• обсуждения их недостатков и личной жизни.
Обязательства педагогических работников перед администрацией гимназии
8.1. Педагогические работники выполняют указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством; не допускают проявлений необоснованной критики решений и приказов администрации.
8.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней, а также от проявлений грубости и агрессии.
Обязательства администрации гимназии перед педагогическими работниками
9.1. Быть для других педагогических работников гимназии образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в гимназии благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
9.2. Представителям администрации следует:
• формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Кодекса;
• быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Кодекса;
• пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
• обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
• способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности гимназии с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников.
9.3. Представитель администрации не имеет морального права:
• перекладывать свою ответственность на подчиненных;
• использовать служебное положение в личных интересах;
• проявлять формализм, высокомерие, грубость;
• обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
• предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений;
• оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности;
• умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
Контроль соблюдения настоящего Кодекса
10.1. Для контроля соблюдения настоящего Кодекса, поддержки работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора может быть создана конфликтная Комиссия (далее - Комиссия). В состав комиссии могут быть включены наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников, члены педагогического совета гимназии. Возможны также другие формы контроля.
Ответственность за нарушение настоящего Кодекса
11.1. Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником, работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.