Инновационные классы
«На гимназии лежит ответственность не просто прививать знания —
их можно получить в любой другой школе. Мы должны духовно воспитывать детей. А для того, чтобы человек менялся внутренне, он должен быть ближе к Богу, потому что без помощи Божией ничего не получится».
Патриарх Кирилл
Основной образовательной целью Тамбовской православной гимназии является качественное общее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе культурного отечественно опыта, сохранение интереса к познанию, формирование высоких нравственных качеств, привитие классических православных ценностей и православного мировоззрения, развитие, Богом данных, талантов. Для достижения поставленной цели педагоги гимназии опираются не только на современные требования, методы, приемы и технологии, но и на систему обучения «учителя русских учителей» К. Д. Ушинского, основателя научной педагогики. К.Д. Ушинский огромное внимание уделял природосообразному подходу, уважительному отношению к традициям, родной истории и родному языку, формированию навыков умственного труда при обучении детей, что актуально и в наше время.
Программы общеобразовательных учебных предметов для начальных классов гимназии составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, УМК «Школа России», и учебных пособий по словесности – учебные книги К. Д. Ушинского, переработанные и адаптированные к современным реалиям И.А. Горячевой и арифметики А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка (учебники советской школы 1954-1969 г). Использование данных пособий позволяет максимально учитывать психовозрастные особенности ребенка, при изучении учебного материала опираться на жизненный опыт, самостоятельную деятельность с разнообразными дидактическими материалами, что способствует осознанному и осмысленному восприятию информации, присвоению изучаемого как личный опыт.
Использование данных пособий в образовательной деятельности соответствует действующему закону об образовании, где сказано, что школа выбирает учебники из Федерального перечня учебников, однако не запрещено использовать учебники (пособия), не включенные в перечень, в рамках инновационной деятельности. Статья № 20 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что инновационная деятельность осуществляется «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
«Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе…»
Обучение письму - одна из важных задач учителя начальных классов. Обучение письму первоклассников начинается с работы на графических, расчерченных «в ячейку», дощечках, где линии повторяют разлиновку будущих тетрадей. «Ячейки» задают пропорции, наклон, служат ориентиром для ещё несформировавшегося глазомера и неокрепшей детской руки.
Процесс обучения письму включает в себя также каллиграфическое рисование, выполнение орнаментов и письмо на поверхности с графической сеткой в специальных прописях механический карандаш с тонким грифелем, что позволяет не только научить детей красиво и аккуратно писать, но и развивает художественный вкус.
После освоения техника написания цифр, букв мелом и карандашом, дети учатся работать пером и чернилами.
Архаизм? Зачем в XXI веке писать пером? Умение писать - это база для грамотности и дальнейшего обучения. Почему все-таки перо, а не классическая шариковая ручка? Прежде всего потому, что перьевое письмо - это сберегающий здоровье способ. Перо сконструировано так, что ребенок интуитивно правильно его захватывает и держит в определенном положении. Письмо пером - это ритмичная работа, где нужно чередовать нажим и легкое скольжение. Рука не статична, как при письме шариковой ручкой, кисть напрягается и расслабляется. Это позволяет дольше писать не уставая. Необходимость оторвать перо от бумаги, макнуть его в чернильницу включает цикл напряжения и расслабления мышцы глаз и предплечья, шеи. Ребенок концентрироваться на работе в тетради и при этом не утомляется! Перо само создает четкий и гармоничный рисунок, в котором чередуются толстые линии и волосяные. Пишущий сразу же видит, как у него получается писать, какие элегантные выходят буквы. Что тоже дополнительно мотивирует учиться дальше. Особо можно говорить о тесной связи почерка и нейропсихического развития. Рука и мозг тесно связаны. И через развитие мелкой моторики быстрее и качественно развивается мозг. Навыки красивого, разборчивого письма, способствуют формированию чувства патриотизма через красиво написанное русское слово, закладывают этические и нравственные основы общечеловеческой культуры.
Письмо - сложный навык, овладеть им непросто. Данная методика позволяет детям развить мелкую моторику, выработать красивый почерк и эстетический вкус, тренирует самоконтроль и при это не травмирует детскую психику. Нет страха ошибки! Есть создание ситуации успеха - залога интереса к письму.
Красивый почерк и навык каллиграфического письма сохраниться и при переходе с пера на шариковую ручку.
«…Вычитать и умножать…
Учат в школе…»
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Качественное математическое образование нужно каждому для его успешной жизни в современном обществе. Михаил Васильевич Ломоносов считал, что «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
В начальной школе математика является предметом общего образования. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе ее изучения, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего успешного освоение программы в старших классах. Математика начальной школы состоит из содержательных компонентов, главенствующее место среди которых занимает арифметика (раздел, изучающий числа, их отношения и свойства). «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» -считал Карл Фридрих Гаусс, немецкий ученый мировой известности. Перед учителем начальных классов стоит задача помочь ребенку освоить математическую базу.
Для прочного и осознанного освоения арифметического материала в курсе Математика в начальной школе используются методика А. С. Пчелко и пособие Арифметика (А. С. Пчелко и Г. Б. Поляк). Методика А. С. Пчелко основана на практике, на известном ребенку материале, на примерах из реальной жизни. И это полностью соответствует дидактическим принципам Ушинского, который писал в своей книге «Родное слово. Книга для учащихся»: «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определенный период времени...
Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями ученья вообще и какого-нибудь отдельного предмета в особенности и нападая на непреодолимые по возрасту трудности, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».
Классическая методика, выработанная годами как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, в начальном периоде обучения опирается на доминирующее наглядно-образное мышление младших школьников, позже накладывает на эти знания арифметическую основу, что обеспечивает понимание ребенком смысла арифметических действий, облегчат запоминание и ведет к формированию понятийного мышления.
Разберёмся в том, как это делается.
При решении примеров активно используется счётный материал. Дети имеют чёткое наглядное представление, что такое десяток, сотня, тысяча — отдельные палочки связываются в десятки, десятки — в сотни.
Первоклашки испытывают восторг, когда кладут один кубик на брусок из 10 кубиков — дцать — и получают «один-на-дцать» … «три-на-дцать» … «восемь-на-дцать»!
При изучении объёма используются кубики размером в 1 см³, которыми измеряются параллелепипеды разного размера, в голове ребенка возникает не туман, а вполне конкретное образное представление.
В классической методике используется не только наглядно-образное мышление, но и наглядно-действенное, ведь дети не только смотрят на картинки, но и активно действуют с дидактическим материалом! Собственными руками прибавляют и отнимают нужное количество палочек, развязывают и связывают десятки, практически, а не по теоретической схеме осуществляя переход через разряд.
В методике А. С. Пчелко уделяется большое внимание решению задач, что требует взаимодействия мышления и воображения ребенка. При решении задач ребенок учится рассуждать, четко и кратко выражать свои суждения, расчленять сложную проблему на составные элементы и, решая ее по частям, находить решение проблемы в целом. Помогают детям понять и найти решение задачи рисунки (схемы) и/или счетный материал и смысловые действия с ним. Основы, заложенные данной методикой, постепенно подводят ребенка к восприятию алгебраических принципов и обеспечивают дальнейшее успешное обучение математике.
«…И воспитанными быть…
Учат в школе…»
В гимназии придается важное значение воспитанию подрастающего поколения. Целью воспитательной работы является: создание условий для становления и развития духовно-нравственной, верующей в Бога личности, живущей по Заповедям Божиим, трудолюбивой, образованной, творческой, любящей свою Родину, готовой к осознанному профессиональному выбору, способной успешно решать проблемы адаптации в современном обществе, активно участвующей в общественно-полезной деятельности на благо Церкви и государства. Данная цель находит отражение в подходах к воспитанию, основанных на понимании «устройства ребенка», Константина Дмитриевича Ушинского: «Приучить дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать, значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым. Но для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, надобно, чтобы ребенок не только понимал ясно неправоту, чтобы для него было несносно чувствовать себя неправым, то есть необходимо развивать в ребенке способность самооценки и врожденное стремление к истинному, а не кажущемуся только совершенству». Его идеи, остаются актуальными и сейчас, спустя полтора столетия.